четверг, 9 сентября 2010 г.

Часы и измерение времени.

В сопровождении дворцовой дамы ребята познакомились со старинными часами из коллекции Кадриоргского музея и узнают увлекательные истории о всевозможных способах измерения времени в давние времена...

Мы вместе размышляем, почему людям нужно знать точное время? Куда нам надо каждый день успевать? Откуда пришли в наш обиход арабские и римские цифры? На что они похожи? Кто первым научился измерять время часами и узнал что, день состоит из 24 часов? Загадочный и древний Вавилон подарил людям знания об измерении времени.
Вместе с детьми в беседе мы вспомнили, какими словами описываем время
(Что такое утро, день, полдень, после обеда, вечер, полночь, ночь.. Сколько это времени?) И первым помощником в измерении времени было Солнце. Кто знает, как работали солнечные часы? Что они показывали? Когда неудобно пользоваться такими часами? Когда они не работают?
Что же выдумали люди дальше?
Как работают водяные и песочные часы? Что Вы думаете о размерах и весе таких часов?
Какие неудобства были в их работе - в разную погоду, на собраниях народа, на суде, на рыцарских турнирах?
Вы слышали поговорку: «Хватит лить воду!». Что это значит? Почему люди стали так говорить?
В Китае в старые времена чтобы сделать часы, брали 2 веревки, завязывали на них по 24 узла, подвешивали веревки рядом. Потом одну веревку поджигали. Смотрели и сравнивали, сколько узелков на ней уже сгорело? Столько часов прошло. Все бы хорошо. Но чем же опасны такие часы?
В Китае брали две длинные свечи. Ставили их рядом. Наносили на них полоски-деления. Зажигали одну свечу. Смотрели и сравнивали с другой свечой, которая не горела. И так видели, сколько уже полосок на свече расплавилось. На сколько делений-полосок свеча уменьшалась? Столько часов и прошло. И эти часы таили в себе опасность для людей и их домов. Что могло случиться?
Но настал уже 12-13 век. Рыцари-крестоносцы хотели принести веру в Иисуса Христа в другие страны. Они отправлялись на завоевания в далекие земли. Оттуда из арабских стран после войн рыцари-крестоносцы привезли в свои страны разные полезные изобретения. Среди них были ЧАСЫ. Механические часы. Они работают при помощи колесиков, пружинок, зубчиков.
Не у каждого человека были часы. Городские жители, узнать который час могли, если посмотрели на высокую башню с часами. А если далеко и не видно, то можно было услышать, как бьет колокол на башне и узнать, сколько уже часов?
Чтобы более точно измерять время, к часам добавили маятник. Было это в 17 веке. Покажите, как двигается маятник?
Ну а теперь давайте увидим старинные часы в залах нашего музея.
Смотрите, слушайте, запоминайте ... Мы увидим часы из России, из Англии, из Германии...
Ваша задача, уметь различать, из какого материала они сделаны?
Как по высоте и форме часов догадаться, из какой страны прибыли эти часы?
Мы с Вами видели часы из бронзы и дерева, потом из белого фарфора, потом из ослепительного серебра. Вы запомнили, из какой страны каждые часы?
У некоторых часов были шуточные прозвища: «Часы английского дедушки», «Часы английской бабушки». Что это за часы, почему их так называли?
Что было главным признаком: высота, красота или их цена?
Расскажите, понравились ли Вам часы, где были пастушок и пастушка?
Опишите часы. Сколько всего может заметить Ваш глаз за 10 секунд?
Если Вы были внимательны, то Вы сможете ответить на вопросы:
Какого цвета часы? Чьи фигурки на часах - старичка и старушки или там кто-то другой? Если это не старички, то почему у них серо-белые волосы?
Какого цвета сапожки у неё на ногах... Что она держит в руках ... Взгляните, сколько красивых полевых и садовых цветов украшают эти часы! Назовите некоторые из цветов.
Отгадайте, глядя на часы, в кого любили переодеваться на карнавалах богатые люди, короли и королевы? И почему им ненадолго хотелось стать простыми обычными людьми?
Полчаса нашего музейного занятия мы посвятили изготовлению своих часов. Нам показалось, что каждый остался доволен... Сколько разных ярких нарядных и весёлых часов родилось из Ваших рук!!!
Большая благодарность ребятам, уважаемым родителям и классному руководителю. Дворец и дамы были рады встрече с Вами – нашими старыми добрыми друзьями из Таллиннской Кесклиннаской Русской Гимназии!
Спасибо за совместные игры и радость творчества! Мы вместе с вами видели, какая богатая фантазия у каждого ребенка!


Ждем Вас снова в гости в будущем месяце!
Дворцовые дамы Фредерика и Юлия
Кадриорг.







1 комментарий:

Nastja комментирует...

мне очень понравилась экскурсия и вспомнился фильм о "О потерянном времени".